Если Вы зашли на эту страницу, значит, вопрос переоформления документов на земельный участок стал уже актуален.
Моя задача, помочь Вам разобраться с этой проблемой, хотя бы советом .....
Сразу хочу отметить одну немаловажную деталь. Сами бланки «Свидетельств о собственности на землю» образцов: от 1991 года до 1998 годов и выданные позже - не утратили свою актуальность, и менять их без особой нужды нет необходимости. Если вам говорят, что надо срочно сменить документы (не то завтра отберут землю) – разводят вас на деньги.
Что действительно актуально, по состоянию на 2018 год, так это «уточнение границ» (межевание / геодезия) вашего участка, так как право распоряжения участками
«с неопределенными границами» будет ограничено, т.е. не продать, ни подарить….
Резюме: для того, чтобы продать или подарить свой земельный участок надо сначала поставить его на кадастровый учет (пройдя процедуру уточнения границ), затем сразу составлять Договор (купли-продажи или дарения) в простой письменной форме и подавать документы на регистрацию «перехода права» в Росреестр. Так вы сэкономите и время и деньги.
Ещё одна рекомендация. При всей долбанутости сети интернет, есть все-таки ресурсы, с которыми не мешало бы познакомиться поплотнее, а именно:
https://rosreestr.ru/site/ - сайт Росреестра;
http://pkk5.rosreestr.ru - Публичная Кадастровая Карта;
https://uslugi.mosreg.ru/ - Госуслуги
В реальности, «по щелчку пальца» - работает на уровне «каменного века» (т.е. пальцы сотрешь пока дощёлкаешься до какого ни будь результата), но, я думаю, это вопрос времени.
ИТАК, ближе к телу ( как говорил Остап Ибрагимович). Начинаем поход под лозунгом: "Иди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что".
ШАГ 1-й. Выбираем Кадастрового инженера, с которым хотим связать свои отношения на предстоящий период времени, определяемый получением положительного результата в виде постановки вашего земельного участка на Государственный кадастровый учет. Практика показывает, что лучший вариант находится по рекомендациям друзей или соседей по участку. Так как откровенного мошенничества в этой области юридически значимых действий – нет. Проверить законность нахождения данного специалиста на рынке оказания услуг, а так же статистику его деятельности, можно в Реестре кадастровых инженеров ( здесь - https://rosreestr.ru/wps/portal/ais_rki ).
Если «друзей и соседей» - нет, то следующая инстанция помогающая определиться с выбором это: председатель вашего Садового Товарищества или Глава администрации сельского поселения, в границах которого расположен ваш участок (в этом случае возможна коррупционная составляющая, о которой постоянно говорят по телевизору). Но это хоть какая-то рекомендация, и в случае чего можно привлечь «советчика» к «ответу» или содействию в разборках в сложившейся ситуации.
Наконец третий вариант (мой любимый). Открыть Яндекс (Гугл, Мэйл, Рамблер и т.д.) поиск и набрать в поисковой строке: «оформление земельного участка» желательно при этом указать район нахождения вашей недвижимости. Затем методично обзванивать 145 страниц результатов в выдаче. Я это называю – «на кого бог пошлет».
ШАГ 2-й. Обращаемся в выбранную организацию (Кадастровому инженеру) производящую МЕЖЕВАНИЕ (ГЕОДЕЗИЮ) Вашего участка.
Дальше все просто:
получаем список справок, актов и ценных указаний;
оплачиваем выезд геодезической бригады на местность (а не всю работу целиком);
в назначенный день и время открываем калитку для проведения натурных измерений (геодезии);
собираем подписи (паспортные данные и сведения о правах на участки) соседей;
заверяем все у Главы администрации сельского поселения или Председателя СНТ и передаем всё собранное геодезической фирме (Кадастровому инженеру);
те, в свою очередь. формируют землеустроительное дело (межевой план), отдают Вам его на руки (в виде компакт диска) и сообщают Вам, что они свою «миссию» выполнили …..
(оплачиваем остаток суммы договора за выполненную работу).
Небольшое предупреждение
Почему я так «упираюсь» в вопросе необходимости оплаты работ по межеванию по частям? Хотя конечная сумма должна быть зафиксирована в Договоре.
Первая часть (в районе 3 000 рублей) - за выезд полевой бригады на участок (эти деньги вам не вернуться ни при каких обстоятельствах). Так как специалисты потратили свое время, амортизация приборов, бензин, знания и умения (которым они учились, приобретая свою специальность в институте и на практике). Любой труд должен быть оплачен. Тем более, что у вас на руках будет документ (в любом случае) с печатью и подписью ответственного лица. Логично?
Вторая (основная) часть работы направлена на результат - формирование межевого плана. Т.е. если вы результат (межевой план) получили, значит, работа, проведенная Кадастровым инженером, соответствует требования текущего законодательства и сознательных нарушений в сформированных документах нет (человеческий фактор в данном случае не учитывается, т.к. все мы люди, каждый может ошибаться).
И наоборот! Вам не выдают межевой план (про причины потом)! Мотивировка самая разная, но в любом случае убедительная. При этом ссылаются на заключенный Договор и не возвращают никаких денег. Вам такое развитее событий вам нужно? Об этом нужно договариваться «на берегу»….
Если организация не идёт на Ваши аргументированные условия – смело идите в другую, здесь конкуренция такая же, как у риэлторов.
ШАГ 3-й. Забираем "МЕЖЕВОЙ ПЛАН" у Кадастрового инженера, и отправляемся в МФЦ (г. Раменское, ул. Кирова, д. 15А), сдавать документы на постановку на кадастровый учёт и при желании (если у вас свидетельство «свежее» 2000 года и в него не нужно вносить изменения после проведенных кадастровых работ) на внесение сведений в Единый Государственный Реестр Прав (далее ЕГРН). Самого бланка «Свидетельства о государственной регистрации прав» в природе уже не существует, так что на руки вы получите «выписку из ЕГРН». Да, забыл написать про госпошлину. Кадастровый учет – бесплатно. А за регистрационные действия надо оплатить – 350 рублей + комиссия банка – 50 рублей, итого – 400 рублей готовьте в банкоматоприёмник. Благо никуда идти не надо, «деньгоглот» стоит в фойе (при входе) и на втором этаже. Там же «бористо» и «чипсораздатчик». И самое актуальное (при посещении данного заведения) - автомат электронной записи на прием к специалисту. «Манагеры» на «ресепшене» подскажут, как пользоваться данным устройством.
С собой (собственнику земельного участка) нужно иметь:
- компакт диск (межевой план) от кадастрового инженера;
- квитанцию (госпошлину) на 350 р.;
- паспорт гражданина РФ;
- Свидетельство о собственности на землю (если выдано до 1998 года, то и документ «основание выдачи Свидетельства»).
- Если всеми вопросами занимается не собственник, а доверенное лицо, то – нотариально удостоверенная доверенность (оригинал сдавать необязательно).
Итак, в результате вашего похода в МФЦ, у вас на руках окажется 2 (две) расписки:
- одна, о приеме документов на постановку на кадастровый учет;
- вторая, о приеме документов на внесение в ЕГРН.
В каждой из них указывается дата приема документов, и дата вынесения решения по данному вопросу.
Проконтролировать (но не вмешаться) ход рассмотрения вашего вопроса можно благодаря вышеуказанным ресурсам сети интернет (//rosreestr.ru/; //uslugi.mosreg.ru/).
ШАГ 4-й. Для особо везучих – он же крайний.
В назначенную в расписке дату, возвращаемся в МФЦ (адрес тот же), берем талон на «получение документов» и ждём, когда вас вызовут в окошко к специалисту. Паспорт и расписки нужно иметь при себе.
Всё вышеописанное относиться к "не проблемным" земельным участкам. Закономерный вопрос: Как заранее понять вероятную "проблемность" недвижимости, которой Вы обладаете? Ответ лежит на поверхности. Если в ниже перечисленных вариантах Вы видите "свой случай", значит, эта инструкция, только отчасти поможет Вам.
Итак:
- у Вас нет любого из правоустанавливающих документов на землю или в них допущена ошибка;
- Кадастровый инженер объявил, что ваш земельный участок пересекается с раннее учтённым (поставленным на кадастровый учёт) участком;
- Вы вступаете в наследство;
- у Вас "тяжёлые" отношения с соседями или их местонахождение не известно.
Остальные "болячки" выползают в процессе оформления. Поехали дальше?